Кое-что о стихотерапии

А вот хочу я поделиться парочкой изящных идей при работе с приступами вегето-сосудистой дистонии.

Идеи, изложенные в статье, уже предлагались мной на форуме в виде скупых советов в ряде конкретных случаев жалоб на легендарные вегетативные кризы и панические атаки. Я не предлагаю таблетку или какой-то фантастический метод мгновенного избавления от приступа. Но сейчас мало кто спорит, что отвлечение внимания является абсолютным “лекарством” от симптомов ВСД-шной заразы.

На оформление идеи в статью меня натолкнули два события: первое – это активное чтение Дж. Зейга и Дж. Хейли – известных психотерапевтов, учеников Милтона Эриксона, которым я восхищаюсь последние 6 лет, и до сих пор открываю всё новые и новые приемы коммуникации, знакомясь с его жизнью и работой. А второе событие – это просьба одной пользователя с форума прислать ссылку на книжку “стихотерапевтических историй” (спутав с психотерапевтическими историями).

Не считаю нужным объяснять, почему предлагаемые мной приёмы имеют шанс быть эффективными. Но можно догадаться, что основная цель – это отвлечение внимания от прислушивания к своему организму и раскрутки симптомов до критичных. Но кроме того в методе присутствуют элементы так называемой терапии испытанием (которую очень любит описывать Дж. Хейли), а также создание другого эмоционального состояния через вживание в образ (подобно актеру на сцене).

Итак, поговорим о самой скучной теме в нашей стране – о поэзии. Стихи у нас не любят. Я полагаю, эта нелюбовь культивируется у нас со школы, когда порой излишне фанатичные учителя немилосердно заставляют нас прочувствовать глубины творчества русских поэтов, хотя нам хотелось бы понять, о чем поет любимый эстрадный коллектив. И мы в итоге настолько проникаемся чувством глубины, что при упоминании школьной поэзии нас начинает буквально тошнить. Так, к примеру, у нас в области я наблюдаю среди обычных (среднестатистических обывателей) жуткую неприязнь к Пушкину, так как этот поэт имел честь посещать одно село,  и в школах основной упор делался на наше осознание того факта, что мы живем на родине поэта (или местах его проживания, ссылки и т.п.), и  мы, видите ли, обязаны досконально знать его творчество. И поныне именно из-за этого давления, хоть  я и люблю поэзию, читаю стихи различных авторов, но Пушкина просто не переношу. Где-нибудь в Твери, похоже, такая же ситуация с Гумилевым, в Рязани – с Есениным и т.д.

Это было необходимое вступление – прошу фанатам стихосложения не бросаться в меня камнями и не плеваться: вышеприведенный абзац преследовал некие психотерапевтические цели, и никакого отношения к любителям поэзии не имеет.

Итак, у нас начался приступ дистонии. Сами знаете: панические атаки, астения, повышение температуры, тахикардия, экстрасистолы, головокружение и еще сотни милых любому ВСД-шнику симптомов. Естественно, желание использовать предлагаемый мною метод вряд ли будет сильным, так как творятся ужасные дела, а я на глупостях всяких настаиваю. Поэтому привычным движением загружаем в себя порцию таблеток и настоек, смело набираем на телефоне номер скорой помощи. И пока ждем действия таблеток или приезд несчастных медиков, можно для развлечения попробовать мой метод. Вы, конечно, понимаете, что при некоторой лени можно и не пить таблетки и не вызывать врачей, а сразу перейти к занимательному упражнению. Это на ваш вкус, кому как нравится. Просто с врачами метод выглядит экстремально и интригующе.

Этот абзац предназначен для тех, у кого нет дома книг со стихами, и тех, кто не знает, откуда берутся стихи. Если у вас на полке стоит томик со стихотворениями, возьмите его и переходите к инструкциям в следующем абзаце. Остальные идут в книжный магазин. Если вы там никогда не были – не пугайтесь. Ведите себя достойно, словно вы пришли, например, в магазин с мобильными телефонами. Уверенно и спокойно ищите полки с табличками “поэзия” или спросите продавцов, где у них раздел поэзии. На вопрос, нужна ли вам помощь, отвечайте: “нет, спасибо”. Внимание: ни в коем случае не спрашивайте продавцов в книжном магазине, есть ли у них книги. В противном случае вам наверняка продадут какую-нибудь дорогую бесполезную энциклопедию. Далее у полки с книгами поэтов, выбираете на свой вкус томик со стихами. Можно открыть книгу и полистать, читая отрывочно строки стихов. Если что-то “зацепит” – берите.

Во время приступов не придумать интереснее занятие, чем заучивать стихи наизусть. Это просто замечательная работа для вашего мозга, который только и мечтает понаблюдать за развивающимся симптомом и вставить свои ужасные комментарии о последствиях недомогания. А вы ему тут даете задание. И согласитесь, что никогда не вредно иметь в памяти пару стихов, чтобы при случае удивить кого-нибудь, например, глубоким знанием поэзии Серебряного Века или Ренессанса. Я прекрасно понимаю, что память будет отчаянно сопротивляться запоминанию, когда тут такое творится. Но некоторые люди в тяжелые моменты жизни читают молитвы или поют мантры, и ведь помогает же. Небольшое усилие воли заставит упрямый мозг заниматься полезным делом.

И вот приезжают врачи скорой помощи, а вы им на пороге выдаете:

За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.
Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Все вглубь, все настежь.

Второе, чем можно серьезно заинтересовать свой мозг, это чтение стихов с выражением. Вы когда-нибудь читали стихотворения с выражением? Уж на мой взгляд, это самое интересное в чтении стихов. Однажды давным-давно я умудрился записаться в кружок поэтов при нашем институте. И там мы читали стихи. Когда я начал читать вслух стихотворение с выражением, с эмоциями, меня остановили и сказали, что ТАК стихи не читают. И показали, как их читают: монотонно, напевно, с взглядом, уплывающим в какую-то “одухотворенную” даль. Мне стало тоскливо от такого чтения, и я даже бросил этот кружок. Мне хотелось читать стихи, будто я герой стихотворения, словно от меня зависит то, что автор хотел сказать своим стихотворением. А для этого надо войти в роль.

Я достаю из широких штанин
Дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я – гражданин
Советского Союза.

Прочтите эти строки голосом унылого ботаника и голосом человека, гордящегося своим паспортом. Войдите в эмоциональный образ. А при ВСД это означает, что мозг получил команду сменить эмоцию. И хочешь – не хочешь, придется подчиняться. Хозяин хочет прилива гордости. Это подобно тому, как актеры, страдающими болезнями, выходят на сцену и преображаются в здоровых, потому что они в другом эмоциональном образе.

Мне, например, очень сильно помогало в трудных жизненных ситуациях стихотворение Байрона “Песня Саула”. Частенько во время приступов я читал его по памяти, представляя, что я библейский царь Саул, произносящий речь перед войском накануне своей последней битвы. Я не актер и не знаю, как правильно читать это стихотворение, но исходил из собственных представлений о том, что мог чувствовать герой стихотворения, чтобы вдохновить войско на тяжелую битву.

Вот это стихотворение (я его использовал в оригинале):

Warrior and chiefs! Should the shaft or the sword
Pierce me in leading the host of the Lord,
Heed not the curse, though a King’s in your path:
Bury your steel in the bosoms of Gath!

Thou who art bearing my buckler and bow?
Should the soldiers of Saul look away from the foe?
Stretch me that moment in blood at thy feet!
Mine be the doom which they dared not to meet.

Farewell to others, but never we part,
Heir to my Royalty – Son of my heart!
Bright is the diadem, boundless the sway
Or kingly the death, which awaits us today!

Ну и (позвольте похвастаться) мой собственный перевод:

Славные воины! Меч иль копьё
Однажды насквозь пронзят сердце моё!
Лживо проклятье – король впереди:
Клинки хороните во вражьей груди!

Ты, тот, кто носит мой лук и мой меч,
Тебе завещаю меня уберечь:
Честь сохранить и не сдаться врагу -
Смело стреляй, если сам не смогу.

Ныне прощайте! Не встретимся вновь,
Трона наследник – отцова любовь.
Вспыхнет звезда или примет земля
Сегодня достойную смерть короля!

Естественно, кого-то может серьезно вдохновить письмо Татьяны к Евгению Онегину. Главное – войдите в роль, отвлекитесь, представьте, что вы на сцене, где актер и зритель вы сами, а те, кто посмелее, могут представить и зал полный зрителей.

Я допускаю, что большинство прочитавших статью, заявит “ой, какой бред” и решит, что лучше закинуться феназепамом. А кто-то загорится неожиданной идеей или просто попробует ради любопытства. Неоднократно настаивая на том, что лучшее лекарство от дистонии это смена характера (необязательно тотальная), могу сказать, что подобные эксперименты помогают получить ценный опыт не только в битве с ВСД, но и в других областях жизни.

В заключение приведу упражнение из электронной книги “Техника речи” с сайта technics-speech.ru.

Упражнение для совершенствования органов дыхания:

Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

- Вот дом, который построил Джек.
- А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
- А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
- Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
- Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
- А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
- А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
- А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
- Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Всем здоровья и удачи. Жду ваших комментариев на форуме, в гостевой и в переписке.

С уважением, Дмитрий.

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий ниже.
Комментарии (1)
  1. Ольга:

    С детства пишу и читаю стихи, но мне это нисколько не помогло. Конечно, пока пишешь или читаешь, полностью сосредотачиваешься, и не думаешь о всд, но нельзя же этим заниматься без перерыва. К тому же на работе, например, не вскочишь вдруг со стула и не начнёшь декламировать Блока.
    Мысль интересная, но на практике не сработает. К тому же истинных любителей поэзии не так-то и много. Вы правильно заметили, что нынче поэзия – это самая скучная тема. Увы ((

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>