Эмоционально-образная терапия

Обсуждение помощи психологов, психотерапевтов, а также делимся собственным опытом работы с психикой

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение radix » 22 ноя 2014, 18:29

Дмитрий писал(а):Что тут скажешь. Ученые предпринимали попытки по исследованию явлений, декларируемых НЛП (движения глаз, якоря, субмодальности) - результат epic fail.

Ааа, ты про это. Ну спасибо ученым, а то я грешным делом думал, что это только у меня затык с этим :aa:
НЛП-шка это попытка сразу и все подходы применить, весьма эффективно в некоторых случаях. Опять таки НЛП сделала упор на то как внушать. Т.е. является неким пособием по тому, как сделать, а не что сделать. Внушать можно что угодно, но как? Вот тут на помощь НЛП приходит. Можно вознести руки к небу и закричать: "ты здоров"! И ничего не произойдет. А можно по НЛПшному, например, задать вопрос, "ты сегодня уже более здоров, чем вчера"? И кто нибудь, объясните мне ради бога, если предложение заканчивается словами в кавычках, то знаки препинания надо в кавычках оставлять или за кавычки выносить?
No apologies, nah suckers I'm not sorry
Аватара пользователя
radix
Специалист
 
Сообщения: 769
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 11:07

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение radix » 22 ноя 2014, 18:42

Вот теперь возьмем самого Линде, русский который. Кто он больше, терапевт или предприниматель? Я убежден что он не терапевт. И он не первооткрыватель собственного метода заработать. Так зарабатывают и НЛПеры и прочие. Назвал бы их шарлатанами, но увы, это просто бизнесмены. Он поиграл словами, создал свой метод и теперь психотерапевты платят ему мзду за лицензию, чтобы применять его метод одурачивания. Безвозмездно естественно этим заниматься не выгодно. Вот теперь остается надеяться, что его метод действительно приносит пользу, а не мучает в очередной раз страдающего и не приносит одно лишь разочарование.
No apologies, nah suckers I'm not sorry
Аватара пользователя
radix
Специалист
 
Сообщения: 769
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 11:07

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение radix » 23 ноя 2014, 11:03

А вообще, вот с утра прокручиваю в голове тему и убеждаюсь лишний раз, что Дмитрий сказал всё правильно. Рационального во всех методах психотерапии очень мало. Но стоит посвятить этому время, чтобы найти для себя рациональное зерно. В том же НЛП полезного очень мало, больше холостых патронов в магазине, чем боевых. Но для себя я ценность НЛП нахожу в том, что оно воодушевляет и манит новыми горизонтами человеческих возможностей. НЛП позволяет открыть для себя ценность возможности внушения. Например, что вот нужно для счастья обычному молодому человеку? Ну переспать с какой нибудь супер-звездой, опять таки к примеру. Какая разница внушишь ты себе, что сделал это или сделаешь по настоящему? В любом случае ты достигнешь ощущения радости и безмерного счастья... Но горизонт - это такая вещь, она всегда удаляется чем ближе ты к ней. А король понимания счастья - по прежнему Зигмунд Фрейд со своим принципом удовольствия. :nea:
No apologies, nah suckers I'm not sorry
Аватара пользователя
radix
Специалист
 
Сообщения: 769
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 11:07

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Дмитрий » 23 ноя 2014, 14:51

Ну полезность моих статей по НЛП я ж не отрицаю. Предлагаемое НЛП мировоззрение (даже если оно ошибочное) сильно повлияло на мой характер - оно убило во мне социофоба и человеконенавистника, что сказывалось крайне негативно на моей нервной системе, а также помогло наладить коммуникации с обществом.
Кто хочет, тот ищет возможность. Кто не хочет, тот ищет причину.
Аватара пользователя
Дмитрий
Основатель проекта
 
Сообщения: 673
Зарегистрирован: 23 ноя 2011, 21:44

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение radix » 01 дек 2014, 14:59

А я еще вот что заметил, то что находится полезного по очень серьезным вопросам саморазвития зачастую связано с НЛП и завязано на нем. Методология, подходы. А всё что не связано с НЛП, зачастую - просто бред сивой кобылы. Самое печальное, что этот бред не просто пустая и бесполезная информация, а она еще способна увести далеко от заветной цели. Так далеко, что потом приходится считать целые годы, потраченные впустую.
No apologies, nah suckers I'm not sorry
Аватара пользователя
radix
Специалист
 
Сообщения: 769
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 11:07

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 02 дек 2014, 00:26

Извините за задержку с ответом. 10 дней назад у мамы (ей 83 года) случился ишемический инсульт. Сейчас у неё сенсорно-моторная афазия, плюс мерцательная аритмия, состояние тяжёлое. Обязательно отвечу на вопросы и напишу об ЭОТ. Постоянно вспоминаю о вас.
Родион, занятия с Катей мы пока не проводим (т.е. было только одно занятие). Надеюсь, что сможем возобновить, когда у меня ситуация изменится.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение radix » 02 дек 2014, 19:03

Елена Ник. писал(а):Постоянно вспоминаю о вас.

Приятно даже. Жду с нетерпением. Здоровья вашей маме...
No apologies, nah suckers I'm not sorry
Аватара пользователя
radix
Специалист
 
Сообщения: 769
Зарегистрирован: 12 июл 2012, 11:07

Эмоционально образная терапия

Непрочитанное сообщение irasolnce » 03 май 2015, 17:47

Тема звучит "Что выбрать?" а ты для себя выбираешь или для кого-то из знакомых. Мне кажется, что трудно обсуждать эту тему в общем, без привязки к какой-то конкретной ситуации.
Но если все-таки попытаться, то я бы сказала, что зависит от того, с какой целью человек собирается идти на терапию. Группы больше подходят в случаях, когда нужна поддержка, а для более глубокой работы мне кажется, больше подойдет индивидуальная терапия.
я какангел
Аватара пользователя
irasolnce
Начинающий
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 16:06
Откуда: Россия

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 24 авг 2017, 10:29

Всем здравствуйте!
Про меня наверное уже все забыли и про моё обещание рассказать об эмоционально-образной терапии. Всё это время я продолжала работать именно этим методом, параллельно продолжала учиться (2-ая стутень ЭОТ), теперь записалась на третью ступень. С одной женщиной с этого форума я работала в течении года бесплатно (по переписке Вконтакте, иногда в скайпе). Если она не будет возражать, а у участников форума будет желание узнать о результатах то, расскажу.

Пока дам ссылку на книгу Линде Н.Д. "Психологическое консультирование" (там описаны психологические модели негативных эмоциональных состояний):
http://www.klex.ru/i7w

Книга Линде Н.Д. "Эмоционально-образная терапия. Теория и практика" (там много практических примеров):
http://www.klex.ru/c1n

Статья Линде "Коррекция страхов и фобий методом ЭОТ":
http://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?p=3355
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 24 авг 2017, 10:46

Если кратко пересказать суть работы методами ЭОТ, то можно так:

Работа психолога методом эмоционально-образной терапии

Основные этапы процесса эмоционально-образной терапии таковы:

Первый этап: предварительная беседа.
В течение предварительной беседы, а также на этапе анализа проблемы, психолог строит свою терапевтическую гипотезу. Если в процессе работы гипотеза не подтверждается, то он, с учётом новых данных, выдвигает другую гипотезу и продолжает анализ проблемы. В чём терапевту надо разобраться на этом этапе?

Во-первых, надо выяснить какой тип первичной структуры психологической проблемы соответствует запросу клиента.
* под словом «объект» далее понимается: другая личность, или деятельность, или ситуация, или моральная оценка, или эмоциональное состояние, которые желательны или, наоборот, неприемлемы для субъекта.

Существует 5 типов структуры внутреннего конфликта:

1-ый тип: Чувство направлено на достижение цели.
Цель и преграда могут быть реальными или воображаемыми. Цель может быть реально или иллюзорно недостижимой либо запретной.
Структурой первого типа обладают следующие психологические проблемы:
- невозможность реализовать мечты или амбиции вследствие их неадекватности или из-за существования психологической преграды;
- горе, тяжёлая потеря, «несчастная» любовь и т.п.;
- желание изменить прошлое, исправить то, что исправить нельзя, вернуть «прошлогодний снег»;
- морально запретные сексуальные, агрессивные и другие желания;
- желание изменить других людей в том или ином смысле;
- идеалистические, фантастические, гипертрофированные желания.

2-ой тип: Чувство направлено на избавление тот нежелательного объекта.
Объект может быть как реальным, так и воображаемым, а также внешним по отношению к субъекту (например, агрессор) или внутренним (например, неприятные воспоминания). Одновременно с отталкиванием объект может притягиваться с помощью неосознаваемого чувства.
Структурой второго типа обладают следующие психологические проблемы:
- стремление освободиться от нежелательного воздействия среды или других людей, от которых нет возможности избавиться, либо есть психологический запрет на избавление;
- навязчивые страхи, мысли, действия;
- чувство вины за содеянное, суицидальные тенденции, переживание прошлого позора, стыда и т.п.;
- постстрессовые переживания (в результате нападения, катастрофы, теракта, изнасилования);
- желание избавиться от недостатков в соответствии с нереалистическими принципами или стандартами;
- зависимости разного типа (эмоциональная, алкогольная, наркотическая и т.д.)

3-ий тип: К одному и тому же объекту испытываются амбивалентные чувства.
Преграды нет, но субъект испытывает противоборство сил притяжения и отталкивания.
Структурой третьего типа обладают следующие психологические проблемы:
- любовь к ненавидимому, презираемому или отвратительному объекту;
- желание достижения цели, успеха и страх перед успехом;
- благодарность и унижение, восхищение и зависть, радость и горе, удовольствие и страх одновременно;
- желание сделать и не сделать, сказать и не сказать, выразить чувства и скрыть их;
- желание победить противника и страх перед ним;
- стремление к риску и самоубийству одновременно.

4-ый тип: Два одинаковые по силе чувства направлены к несовместимым объектам.
Структурой четвёртого типа обладают следующие психологические проблемы:
- желание иметь два несовместимых варианта одновременно, не потерять ни то, ни другое;
- выбор из двух равно привлекательных вариантов;
- незрелость личности, неумение делать выбор и брать ответственность на себя, страх ошибки, нерешительность;
- рискованный выбор, предопределяющий судьбу, выигрыш или поражение;
- постоянные метания от одного варианта к другому, колебания между надеждой и отчаянием и т.п.

5-ый тип: Субъект хочет избавиться от нежелательного объекта, но это возможно лишь при контакте с другим нежелательным объектом.
Жизненная ситуация настолько невыносима, что хочется от неё сбежать, но если это сделать, то будет ещё хуже.
Структурой пятого типа обладают следующие психологические проблемы:
- ситуация, когда субъект живёт с невыносимым человеком, например, с домашним тираном, психопатом или преступником, но находится от него в зависимости;
- социальная дезадаптация, которая ведёт к аутизму или образу жизни бомжа, и т.п.;
- моральный выбор между преступлением и гибелью;
- потеря престижа, разорение, другое событие, приведшее к субъективно невыносимому положению, но любой «выход» грозит ещё большими потерями;
- выбор между самоубийством и позором, выбор между подчинением насилию и смертельным риском;
- выбор между нелюбимым мужем и любимым человеком, с которым невозможно жить по экономическим причинам.

Во-вторых, надо определить уровень психологической проблемы:
Уровень нормы: ….

Уровень поведенческой дезадаптации:…..

Уровень эмоциональных нарушений:…..

Уровень невроза:…..

Уровень психопатий (или расстройств личности):…..

Уровень психозов:……


Второй этап: прояснение психосоматических проявлений проблемы.


На этом этапе надо понять какое чувство является ключевым, для решения проблемы и какой внутренний конфликт стоит за этим чувством.
Надо ответить на вопросы:
- Какие симптомы в теле клиента?
- С каким чувством связан этот симптом?
- Каким образом внутренний психологический конфликт порождает симптомы?
- Каков смысл каждого симптома с точки зрения его места в структуре целостной проблемы?
- Какие психологические защиты применяет клиент, чтобы избежать встречи со своей проблемой?
- Какое хроническое негативное состояние есть в настоящем?
- Как эта психологическая проблема проявляется в других ситуациях и отражается на других сферах жизни клиента?

Третий этап: создание образа, исследование образа и анализ проблемы.
На этом этапе ведётся работа с образами. В течение этой работы надо понять:
- Какой образ чувства возникает у клиента спонтанно?
- Какой скрытый смысл образа?
- Какой внутренний конфликт за этим стоит?
- Какие события в прошлом способствовали возникновению этого конфликта?
- Какое фрустрированное желание порождает проблему?
- Какова природа преграды, не позволяющая достичь желаемое?
- Какие выгоды получает клиент от существования проблемы?
- Каким образом проблема связана с характером клиента или особенностями его родительской семьи?

Для проведения анализа проблемы используются идеи психоанализа, гештальт-терапии, транзактного анализа, телесной терапии, индивидуальной психологии Адлера, идеи логотерапии, символдрамы и др.

Четвёртый этап: трансформация негативного эмоционального состояния в позитивное через работу с образами.
На внешнем плане ведётся работа с образами, а на внутреннем плане – с эмоциями и частями личности клиента. У каждого негативного эмоционального состояния существуют по несколько психологических моделей. Например,

Гнев
Психологические модели гнева:
§ Гнев как инструмент достижения цели
§ Гнев как компенсация чувства неполноценности
§ Гнев как протест против опасных родительских предписаний
§ Гнев как результат ранней травмы
§ Гнев как реакция на обманутые ожидания
§ Гнев как средство защиты слабой части личности
§ Гнев как средство подавления нежелательных влечений
§ Модель происхождения гнева в результате переноса
и др. модели

Обида
Психологические модели обиды:
§ Обвинения как парадоксальное желание получить любовь
§ Обучение обвинениям в родительской семье
§ Обида как детское шантажное чувство
и др. модели

Тревога
Психологические модели тревоги:
§ Тревога как самозапугивание
§ Модель психологической травмы
§ Тревога как результат обучения в семье (родительские предписания)
§ Тревога как оборотная сторона контроля
§ Тревога как средство избегания эмоционального конфликта
и др. модели

Чувство вины
Психологические модели чувства вины:
§ Воображаемая вина: родительские предписания
§ Воображаемая вина: миф о рождении
§ Воображаемая вина: вина перед всеми несчастными
§ Вина реальная: вина за постоянно совершаемый вред
§ Реальная вина в прошлом
и др. модели

Эмоциональная зависимость
Психологические модели эмоциональной зависимости:
§ Эмоц. зависимость как результат эмоциональных «капиталовложений»
§ Эмоц. зависимость как результат психологического слияния
§ Эмоц. зависимость как черта орального характера
и др. модели

Печаль
Психологические модели печали:
§ Печаль как результат поглаживаний за несчастье
§ Печаль как результат родительского предписания
§ Модель влияния окружающей среды
§ Модель мифа о рождении
§ Модель манипуляции с помощью печали
§ Модель потери любимого объекта
и др. модели

Ревность
Психологические модели ревности:
§ Ревность как следствие комплекса неполноценности
§ Ревность как результат родительских предписаний
§ Перенос детской ревности на сегодняшние отношения
§ Ревность как проекция собственных сексуальных желаний
и др. модели

Страх, фобии
Психологические модели страха, фобий:
§ Модель психологической травмы
§ Модель В.Франкла
§ Модель несчастного Внутреннего Ребёнка, или скрытого суицида
§ Модель родительских предписаний
§ Истерические фобии
§ Модель родительской тревоги (эмоциональной зависимости)
§ Модель «обратного желания»
и др. модели

Зависть
Чувство стыда
Навязчивые состояния
Подавленные и вытесненные чувства
Психосоматические проблемы
И т.д.
В зависимости от того какая модель выявлена во время работы, выбирается тот или иной приём для проработки психологической проблемы.
Все техники ЭОТ направлены на разрешение внутреннего эмоционального конфликта. Они не предполагают обучения клиента конкретным навыкам поведения в тех или иных ситуациях. Цель применения техник ЭОТ – изменение патогенного эмоционального состояния клиента. После того, как «камень» обиды растаял, гнев исчез, спазм в горле или в груди, или в области солнечного сплетения расслабился, после того, как прошли боли в спине или плечах, клиент может примириться с партнёром или становится относительно спокойным к нему. Теперь он становится свободным относительно ряда ситуаций и может сам выбирать поведение, которое ему необходимо. Меняется не ситуация, не другой человек, меняется тот, кто обратился за помощью. Во всех случаях задача психотерапии – помочь клиенту измениться, а не помочь ему изменить внешний мир, решить проблему за счёт субъективных, внутренних, а не внешних изменений.


Пятый этап: интегрирование образа с личностью.
Если получено желаемое состояние субъекта, которое выражается в позитивном образе, то обычно терапевт предлагает клиенту тем или иным способом интегрироваться с этим образом, как частью своей личности, или установить с ним другого рода позитивные отношения. Именно тело сохраняет наши эмоциональные состояния.
Этот этап позволяет сделать найденное позитивное состояние устойчивым, принятым самой личностью.
Принятие образа как части своей личности очень важно в тех случаях, когда, например, образ символизирует отвергнутую ранее часть личности, скажем, Внутреннего Ребёнка (терминология по Э. Берну). Если нет полной идентификации с образом Внутреннего Ребёнка, то это служит сигналом, что клиент всё-таки не принимает себя как Ребёнка полностью и безоговорочно, а значит его проблема не решена окончательно. В этом случае не наступает и яркого эмоционального и психосоматического отклика облегчения, радости и освобождения.

Шестой этап: ситуационная проверка.
Если после трансформации негативного образа клиент представит себе ту ситуацию, которая обычно вызывала данное негативное состояние, но теперь это состояние не возникает снова, то это надёжный критерий успешности трансформации. Практика показывает, что проверка на воображаемой ситуации полностью идентична проверке реальной ситуации.

Седьмой этап: закрепление результата.
На этом этапе терапевту важно понять: насколько серьёзно и искренне клиент принимает изменения. Некоторые заявляют, что они получили самое желательное для них и ни за что от этого не откажутся. Тогда терапевт объясняет как закрепить полученный результат.
Если клиент сомневается, что готов сохранить достигнутые изменения навсегда, то следует изучить причины этого.

Информация взята из книги Линде Н.Д. "Психологическое консультирование"
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 24 авг 2017, 10:58

http://www.b17.ru/article/31207/
Это ссылка на статью Линде "Как лечить панические атаки".
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 07 фев 2018, 00:29

Решила дополнить эту тему ещё несколькими постами о данном методе.

Про внутренний конфликт

Обычно определение даётся то, какое принято в той научной школе, которой придерживается оппонет. Поэтому я буду ссылаться на книгу Линде Н.Д. «Психологическое консультирование», глава 3 «Психологическая проблема, её структура и уровни. Типы проблем».

«Психологическая проблема определяется невозможностью удовлетворения того или иного сильного стремления (влечения, потребности, мотива), но причины проблемы находятся в психике индивида, в его внутреннем мире».

«Любая психологическая проблема, с которой сталкивается личность, может быть представлена как эмоциональная фиксация индивида на достижении некоторой недостижимой цели или преграде, блокирующей его адекватные действия».

Внутренний конфликт можно определить как невозможность удовлетворения сильного стремления (влечения, потребности, мотива) из-за эмоциональной фиксации на недостижимой цели или преграде, блокирующей действия индивида.

Линде Н.Д. приводит 5 типов первичной (исходной) структуры внутреннего конфликта:

* под словом «объект» далее понимается: другая личность, или деятельность, или ситуация, или моральная оценка, или эмоциональное состояние, которые желательны или, наоборот, неприемлемы для субъекта.

1-ый тип: Чувство направлено на достижение цели.
Цель и преграда могут быть реальными или воображаемыми. Цель может быть реально или иллюзорно недостижимой либо запретной.
Структурой первого типа обладают следующие психологические проблемы:
- невозможность реализовать мечты или амбиции вследствие их неадекватности или из-за существования психологической преграды;
- горе, тяжёлая потеря, «несчастная» любовь и т.п.;
- желание изменить прошлое, исправить то, что исправить нельзя, вернуть «прошлогодний снег»;
- морально запретные сексуальные, агрессивные и другие желания;
- желание изменить других людей в том или ином смысле;
- идеалистические, фантастические, гипертрофированные желания.

2-ой тип: Чувство направлено на избавление тот нежелательного объекта.
Объект может быть как реальным, так и воображаемым, а также внешним по отношению к субъекту (например, агрессор) или внутренним (например, неприятные воспоминания). Одновременно с отталкиванием объект может притягиваться с помощью неосознаваемого чувства.
Структурой второго типа обладают следующие психологические проблемы:
- стремление освободиться от нежелательного воздействия среды или других людей, от которых нет возможности избавиться, либо есть психологический запрет на избавление;
- навязчивые страхи, мысли, действия;
- чувство вины за содеянное, суицидальные тенденции, переживание прошлого позора, стыда и т.п.;
- постстрессовые переживания (в результате нападения, катастрофы, теракта, изнасилования);
- желание избавиться от недостатков в соответствии с нереалистическими принципами или стандартами;
- зависимости разного типа (эмоциональная, алкогольная, наркотическая и т.д.)

3-ий тип: К одному и тому же объекту испытываются амбивалентные чувства.
Преграды нет, но субъект испытывает противоборство сил притяжения и отталкивания.
Структурой третьего типа обладают следующие психологические проблемы:
- любовь к ненавидимому, презираемому или отвратительному объекту;
- желание достижения цели, успеха и страх перед успехом;
- благодарность и унижение, восхищение и зависть, радость и горе, удовольствие и страх одновременно;
- желание сделать и не сделать, сказать и не сказать, выразить чувства и скрыть их;
- желание победить противника и страх перед ним;
- стремление к риску и самоубийству одновременно.

4-ый тип: Два одинаковые по силе чувства направлены к несовместимым объектам.
Структурой четвёртого типа обладают следующие психологические проблемы:
- желание иметь два несовместимых варианта одновременно, не потерять ни то, ни другое;
- выбор из двух равно привлекательных вариантов;
- незрелость личности, неумение делать выбор и брать ответственность на себя, страх ошибки, нерешительность;
- рискованный выбор, предопределяющий судьбу, выигрыш или поражение;
- постоянные метания от одного варианта к другому, колебания между надеждой и отчаянием и т.п.

5-ый тип: Субъект хочет избавиться от нежелательного объекта, но это возможно лишь при контакте с другим нежелательным объектом.
Жизненная ситуация настолько невыносима, что хочется от неё сбежать, но если это сделать, то будет ещё хуже.
Структурой пятого типа обладают следующие психологические проблемы:
- ситуация, когда субъект живёт с невыносимым человеком, например, с домашним тираном, психопатом или преступником, но находится от него в зависимости;
- социальная дезадаптация, которая ведёт к аутизму или образу жизни бомжа, и т.п.;
- моральный выбор между преступлением и гибелью;
- потеря престижа, разорение, другое событие, приведшее к субъективно невыносимому положению, но любой «выход» грозит ещё большими потерями;
- выбор между самоубийством и позором, выбор между подчинением насилию и смертельным риском;
- выбор между нелюбимым мужем и любимым человеком, с которым невозможно жить по экономическим причинам.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 07 фев 2018, 00:31

Вы, наверное, знаете, как в Индии охотники ловят обезьян: берут тыкву, выдалбливают сердцевину, кладут внутрь приманку-банан, а сбоку проделывают небольшую дырку, чтобы пролезла лапка обезьяны. Обезьяна просовывает лапку, хватает банан. А дальше – никак! Тут она и становится лёгкой добычей охотника. Обезьяна могла бы расслабить лапку, отпустить банан и убежать, но не делает этого.
Вот у человека то происходит фиксация на негативном чувстве, и он тоже не «разжимает лапку», хотя чувство уже давно не актуально.

Например, у одной женщины родился не совсем здоровый ребёнок. Она постоянно очень тревожилась за него. Даже все межкомнатные двери в своей квартире убрала, чтобы всё время контролировать сына. Ребёнок подрос, стал здоровым, а мамина паника доросла до клаустрофобии. Произошла фиксация на её привычном ощущении, что ребёнок беспомощен и нуждается в её контроле.

Чтобы избавиться от хронических негативных эмоциональных состояний надо:
- выявить внутренний конфликт (для этого надо знать какие бывают внутр. конфликты);
- выявить фрустрированное чувство (понять на каком чувстве произошла фиксация, какое чувство является ключевым, а какие связаны с психологическими защитами (защиты порождают дополнительные симптомы));
- разрешить внутренний конфликт;
- интегрироваться с позитивными изменениями;
- сделать экологическую и ситуационную проверки.

Вот тогда вы сможете отпустить негативное чувство и оно не будет продуцироваться в похожих ситуациях.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 07 фев 2018, 00:33

Примеры внутренних конфликтов

Хочется проиллюстрировать что понимается под «внутренним конфликтом» в ЭОТ. Все приведённые случаи являются реальной работой, их описание опубликовано психотерапевтами и психологами, использующими методы ЭОТ. При желании, можно найти их более подробное описание. Не стоит примерять эти примеры на себя, т.к. у каждого человека свой внутренний конфликт, хотя запросы могут быть похожими.

Опишу первичные запросы, выявленные нереализованные желания и природу преграды, не позволяющей достичь желаемого, пропуская саму терапию.

Пример 1. Мужчина средних лет, женат, четверо детей.
Жалобы на боли в спине (две межпозвоночные грыжи в грудном и поясничном отделах).
Нереализованные желания: желание иметь личностную автономию и право на свою жизнь.
В семье было принято обсуждать за ужином проблемы жены, детей, родственников и друзей. Клиент неосознанно решил, что как мужчина, как отец семейства должен нести на себе все беды и горести членов семьи, друзей и близких тоже. Своими проблемами клиент не делился, считая, что это не по-мужски, что должен справляться сам. В общем, брал на себя всё: был и добытчиком, и устроителем, и тягловой силой.

Пример 2. Девушка, 19 лет, с детства периодически испытывает головные боли, напоминающие чувство тяжести.
Нереализованные желания: желание самостоятельности, желание самой принимать решения, желание свободы. Мать девушки постоянно контролирует её и воспитывает авторитарно, подавляет самостоятельность и волю своего ребёнка.

Пример 3. Женщина, 26 г, испытывала ощущение бессмысленности и тупика; было постоянное ощущение ненужности, депрессия, не было радости; присутствовала тревога.
Выявлено нереализованное желании в принятии и поддержке родителей. Всё внимание родителей было сосредоточено на старшем брате, который, на момент обращения клиентки, находился в заключении. Под влиянием родительских предписаний у клиентки сформировалось стойкое ощущение ненужности, она постоянно ждала безусловной любви родителей и страдала от того, что не могла этого получить.

Пример 4. Женщина, 38 лет, рак молочной железы.
Запрос на осознание причин заболевания.
Во время работы выявлены нереализованное желание быть кому-то нужной, быть любимой, иметь смысл жизни, уважать себя.
Считает себя ненужной, уродливой, испытывает чувство стыда и одновременно чувство жалости к себе. С пятилетнего возраста помнит, что мать постоянно говорила ей, что она «ничтожная, никчёмная, ни на что не годная и некрасивая». Мать никогда не хвалила, не говорила добрых слов, всегда внушала, что нельзя доверять людям («они обманут»).
Клиентка до сих пор живёт с родителями, у неё накопилось много обид, которые она не выражает. Отец клиентки никогда не оказывал ей поддержки и не защищал («чтобы не было скандалов»). В результате детского опыта сформировались установки:
- негативная самооценка, неприятие своей женственности;
- негативное восприятие жизни и людей («людям нельзя верить». Два раза была замужем и оба раза развелась);
- в жизни нет смысла, одно страдание.

Пример 5. Девушка, 19 лет. Беспокоили спазмы в горле.
Нереализованные желания: желание получать внимательное и заботливое отношение от молодых людей.
Девушка отвергала свою женственность (сексуальность), что блокировало её способность строить взаимоотношения с юношами. Считая свою сексуальность «грязной», она и отношение мужчин воспринимала как назойливые приставания.

Пример 6. Женщина, замужем, имеет двое маленьких детей, работает бухгалтером.
Жалобы на то, что не справляется с работой, стала рассеянной, делает всё медленно, испытывает чувство стыда перед сотрудниками, т.к. допускает ошибки. «Хочется исчезнуть, куда-то уйти». «Внутри темнота, ничего не чувствую, как будто выключатель нажали, хочется уйти куда-то, живу только ради детей». «Мир не отвечает моим ожиданиям».
Нереализованные желания: желание получить любовь, признание, поддержку извне.
Выявлено: самокритика, злость на себя, недолюбленный Внутренний Ребёнок. Чувство вины перед детьми («я плохая мать, из-за работы не уделяю им много внимания»); чувство стыда перед свекровью, которая часто критиковала клиентку («плохая хозяйка, плохая мать»), клиентка всё время ждала оценки свекрови. Чувство жалости к себе.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 07 фев 2018, 00:56

Несколько слов о том, почему когнитивно-поведенческая терапия не всегда бывает успешной.
Дело тут не в самих техниках, а в том, что только осознания и/или изменения модели поведения недостаточно.

Представим схематично уровни психического мира человека
(использованы материалы Линде Н.Д. «Эмоционально-образная (аналитически – действенная) терапия: чувство – образ – анализ – действие», М, 2015 г)

Изображение

Основой психического мира человека является его сущность (это трудноопределяемое понятие. К. Юнг называл это самостью, кто-то глубинным Я). Сущность предопределяет основные возможности личности. Сущность имеет слои, уровни, части, но все они интегрированы в одно целое. Повреждения сущности могут приводить к серьёзным психическим нарушениям, даже к психическим расстройствам. При менее сильных нарушениях могут возникать депрессии, панические атаки, невроз навязчивости, психосоматические заболевания.

Сущность может порождать (или поддерживать) определённый набор эмоциональных состояний. На схеме поддержка некоторых из возможных эмоциональных состояний обозначены линиями, соединяющими сущность, например, с жёлтым, белым и синим кружками. Эти эмоциональные состояния включаются в зависимости от обстоятельств с той или иной степенью вероятности. Например, если сущность подавлена, то вряд ли из неё могут происходить нежно-игривые или радостные настроения. И наоборот, если сущность доброжелательна, то вряд ли из неё могут происходить гневно-агрессивные состояния.
Ещё З. Фрейд говорил, что в бессознательной части памяти все события и переживания сохраняются в настоящем времени, независимо от того, как давно что-то происходило. Однажды возникнув, эмоциональные состояния продолжают предопределять восприятие реальности, мысли и поведенческие реакции человека независимо от его сознания. Тогда-то человек и говорит, что он ничего не может с собой поделать, хотя понимает, что действует неадекватно или испытывает чувства, для которых нет рационального объяснения.

Предлагаемая модель подразумевает активное поведение, которое разворачивается из глубины психики наружу, к реальности. А не реактивное поведение, только лишь отражающее реальность, реагирующее на внешние события. Это важно понимать. То есть наше поведение опосредовано нашим эмоциональным состоянием. Значит менять надо сначала состояние, а не придумывать изменения поведения.

Личность может проявляться на разных уровнях:
- на уровне поведения
- на уровне мышления
- на уровне понимания (инсайта)
- на уровне состояний
- на уровне сущности.

Начинается всё с глубинного уровня сущности, постепенно разворачиваясь до уровня поведения. Поведение приводит к конкретным результатам, по которым человек делает выводы.

1. Уровень поведения.
Самая очевидная задача – найти способ поведения, позволяющий разрешить некоторый конфликт, добиться согласия, победить противника, добиться успеха и т.д. В этом случае от терапевта ждут совета как научиться правильно себя вести, что сказать, какой стратегии придерживаться, чтобы получить желаемый результат. Этим занимается поведенческая терапия (разнообразные тренинги, подробный индивидуальный инструктаж, ролевые игры, просто советы и рекомендации).

2. Уровень мышления.
Второй способ решить проблему – повлиять на мысли клиента. Мысли потенциально содержат в себе целый набор возможных форм поведения. Правильные мысли позволяют правильно вести себя без выработки конкретных форм поведения, но гибко создавать новые способы поведения.
Мысли интегрируются в некоторую логическую систему. Люди привыкли подчинять своё поведение логике, и если терапевт сумел доказать какую-то мысль клиенту, то она начинает преобразовывать его поведение, влиять на его решения. На этом основана когнитивно-поведенческая терапия.

3. Уровень понимания.
Когда человек понимает то, что раньше никак не мог понять, то он переживает ощущение инсайта, открытия. Через процесс понимания открывается новый смысл явлений, открываются новые возможности. Наша психика предпочитает говорить с нами на языке образов. Почти все открытия происходили, когда человек расслаблялся, появлялись какие-то ассоциации, образы, осмысление которых решало поставленную задачу. Понимание позволяет легко порождать новые мысли, мысли позволяют преобразовывать поведение, изменённый способ поведения позволяет разрешить некоторый конфликт.
На уровне инсайта работают психоанализ, гуманистическая психотерапия, гештальттерапия и все другие направления психотерапии, ориентированные на осознание.

4. Уровень состояний.
Это более глубокий уровень, чем уровень понимания. Понимание может блокироваться или, наоборот, стимулироваться эмоциональным состоянием. Например, из состояния страха нельзя открыть для себя понимание доверия и спокойствия. А зажатость, депрессия, тревожность, озлобленность не способствуют самопознанию и творчеству.
Творчество и инсайт блокируются негативными эмоциональными состояниями. Творчество начинается именно тогда, когда человек расслаблен, когда он полон радости и счастья. Творчество – результат работы бессознательного, когда ему дали свободу.

5. Уровень сущности.
Это ещё более глубокий уровень по отношению к эмоциональным состояниям. Причём сущность глубже, чем характер. С помощью характера люди защищаются и чувствуют себя крайне неуютно, если лишились привычного защитного панциря. Характер – это целый набор типичных и привычных эмоциональных состояний, с которыми индивид отождествляется как с самим собой. Эти привычные состояния связаны в жёсткие структуры с комплексом внутренней философии, с мироощущением, с хроническими мышечными зажимами (мышечным панцирем), с комплексом привычных реакций на те или иные ситуации. Характер создаёт только стереотипное поведение, то есть мешает гибкой адаптации, сковывает, лишает энергии….

У сущности могут быть повреждения. Нам представляется, что при тяжёлых психических болезнях повреждена именно сущность. Например, человек может враждовать с самим собой, отказываться от части своей сущности, как говорится «быть не в ладу с самим собой». Но и многие сравнительно не слишком тяжёлые психологические проблемы могут быть связаны с проблемами на этом уровне. Например, при отказе от такого внутреннего состояния как Внутренний Ребёнок (терминология Э.Берна) могут происходить многочисленные нарушения.

Работа эмоционально-образной терапии направлена на изменение эмоциональных состояний, а также на восстановление целостности и гармонии сущности человека.
Восстановление повреждённой сущности позволяет человеку открыть для себя целый ряд новых позитивных состояний, которые обеспечивают более эффективную и здоровую жизнедеятельность.

Итак,
сущность поддерживает тот или иной (весьма большой) набор возможных состояний -->
то или иное состояние может приводить к определённому набору пониманий (инсайтов) -->
понимание может порождать определённый набор мыслей (когнитивных конструктов) -->
мысль может порождать определённый набор действий -->
действия приводят к тем или иным результатам.

Можно сколько угодно долго «вбивать» в себя новые модели поведения, стараться вести себя правильно, можно понимать, почему и зачем ты это делаешь, но если ты остался прежним человеком, с прежними эмоциональными стереотипами, то по большому счёту – грош цена твоему фальшивому поведению.

Что толку говорить человеку, находящемуся в депрессии: «Да брось ты переживать, нашёл из-за чего страдать, напридумывал себе не весть знает что. Посмотри как мир прекрасен, встряхнись! Делай то-то и то-то….»?
Человек и сам знает как НАДО бы себя вести. Проблема в том, что он НЕ МОЖЕТ этого сделать, у него ничего не получается, т.к. эмоциональные состояния крепко «держат». Люди потому и обращаются к психотерапевтам, чтобы те помогли убрать какую-то внутреннюю причину, из-за которой невозможно нормально жить и радоваться жизни.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 07 фев 2018, 01:06

О чувстве страха и чувстве жалости к себе

Если удаётся избавиться хотя бы от части психосоматики, уже жить легче.
Например, чувство страха и чувство жалости к себе сами по себе добавляют кучу симптомов, которая усложняет лечение основного заболевания.
К примеру, у чувства страха есть несколько психологических моделей. Одна из них – это «кольцевая» модель развития страха, которую описал Виктор Франкл.

Изображение

Согласно этой модели, когда человек испытывает неприятный симптом (например, он ощутил удушье в застрявшем лифте), он может испугаться, а страх усиливает симптом. Усиление симптома вызывает усиление приступа страха и т.д., пока у человека разовьётся паника. После этого страх будет возникать уже при любой угрозе повторения привычной ситуации (например, человек уже никогда не войдёт в лифт, заранее представляя возникновение симптомов и страха).

На этом форуме есть несколько случаев, когда авторы, описывая свои мытарства, рассказывали, что они доходили до такой черты, что устав ото всего говорили себе: «Пусть уже случится самое худшее, я устал бояться, я больше не могу». По сути они делали шаг навстречу своему страху, и, к их удивлению, он отступал, а вместе с ним и уходили симптомы, так отравляющие жизнь. С теми симптомами, которые оставались, и которые связаны с основным заболеванием, уже можно было жить, работать, растить детей и т.д.

Надо сказать, что я не имею в виду случаи психотравмы, они описываются совсем по другой модели и психотерапевтические приёмы там используются совсем другие. В приведённом примере речь идёт о воображаемых страхах.

Что касается чувства жалости к себе. На это чувство тратится колоссальное количество энергии, которая как бы «уходит в песок». Как только человек начинает жалеть себя («какой я несчастный», «почему мне так не везёт в жизни?», «почему это случилось именно со мной?», «судьба так несправедлива ко мне», и т.д.), он тут же сникает и начинает ощущать слабость, беспомощность, бессилие, безволие.

Жалость к себе – это настоящий психологический яд, она лишает человека сил и надежды, толкает к унынию и ощущению безысходности.

Вот если избавиться от психосоматики, связанной с этими двумя чувствами, уже сэкономится энергия и силы для борьбы с основным заболеванием, т.к. настроение и настрой будут совсем другие.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 07 фев 2018, 01:12

Гнев, раздражение

Гнев (так же как и страх) является базовой эмоцией и «заложен» в живых существах эволюционно. В угрожающей ситуации эта эмоция может быть полезна, она мобилизует ресурсы человека и помогает преодолеть опасность или препятствие. Гнев может помочь противостоять более сильному сопернику. Проблемой гнев становится в тех случаях, когда он явно избыточен, когда он отрицательно влияет на человека, испытующего сильный гнев или постоянное раздражение.

Гнев "живёт» в области солнечного сплетения.

Изображение

В этой области возникают спазмы, т.к. мышечное напряжение является реакцией, а потом и защитой от неприятных переживаний. По теории Вильгельма Райха, хроническое мышечное напряжение (в виде перпендикулярных колец) блокирует свободное протекание энергии по телу. Хронические мышечные блокировки в своей совокупности составляют мышечную броню. Расслабление мышечной брони возвращает человека к его первичной природе, спонтанности и естественности.

Многие форумчане занимаются АТ, кто-то практикует медитации, кто-то нашёл ещё какие-то способы расслабления мышечных зажимов. Воздействие на хронические негативные эмоциональные состояния ускоряют этот процесс, т.к. при устранении причины психологической проблемы, защитная реакция в виде мышечных напряжений становится не нужной.

Взрослые заставляют подавлять гнев с раннего детства, и мало кто учит ребёнка приёмам безопасного высвобождения гнева. Невозможно приказать себе не злиться. Но можно научиться высвобождать гнев безопасным способом, если на данный момент нет возможности избавиться от причины, из-за которой это чувство продуцируется.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Re: Эмоционально-образная терапия

Непрочитанное сообщение Елена Ник. » 21 мар 2018, 00:49

Чувство вины

Если говорить о чувстве вины, возникающем при конфликте с родственниками, то имеет смысл отдельно рассмотреть ситуацию конфликта с родителями и ситуацию конфликта с детьми. Потому что причины возникновения чувства вины в этих случаях разные.

1. Ситуации конфликта с родителями.
а) Часто причиной возникновения чувства вины у ребёнка становится то, что родители используют вину как средство воспитания своих детей и заражают их чувством вины. Так проблема передаётся из поколения в поколение, потому что чувство вины у этих людей вызвано родительским предписанием «Ты плохой».

Кратко о родительских предписаниях можно почитать здесь:
http://i.psy-ecole.ru/u/5e/0163d2ab1711 ... %D1%8F.pdf

Когда ребёнок слышит:
- «Ты не такой умный / добрый / хороший / самостоятельный / красивый / любящий родителей / ответственный / аккуратный / и т.д., как такой-то мальчик или такая-то девочка»
- «Ты должен думать, чувствовать и делать так, как я тебе говорю» (т.е. это означает «Не будь самим собой, будь таким, каким я хочу тебя видеть»)
- «Ты всё делаешь не так»
- «Ты ещё маленький, ты не сумеешь, у тебя не получится», «Ты слабенький, не лезь – упадёшь»,

то ребёнок чувствует, что не оправдывает ожидания родителей, не соответствует их представлениям о нём, «не дотягивает» до уровня, на котором он может заслужить родительскую любовь. Если ребёнок стремится приспособиться к предписаниям, тогда ему фактически придётся отказаться от своей личности из-за желания быть принятым, из-за любви к родителям и желания выжить. У такого ребёнка будут страхи, зависимости, тревоги, грусть, фобии, вина, робость, стыд, неуверенность, беспомощность и т.д.

То есть чувство вины возникает
- либо за то, что «Я не оправдываю ожидания родителей»,
- либо за то, что «в связи с моим рождением у родителей жизнь ухудшилась или осложнилась»,
- либо «Я наказываю себя за то, что стараюсь не быть сама собой, но у меня это не получается».
Это воображаемая вина.

У ребёнка в детстве часто формируется эмоциональная зависимость от значимого взрослого (чаще от матери). При чём, эмоциональная зависимость может сформироваться как при гиперопёке, так и из-за эмоциональной холодности матери (недолюбленный ребёнок всё равно всю жизнь будет ждать и желать любовь, принятие и поддержку матери). Если у ребёнка есть эмоциональная зависимость, то подпитывать чувство вины не сложно, а это рычаги управления.

б) Есть ещё одна причина возникновения чувства вины у ребёнка. Дети не разбираются в психологии и часто берут ответственность за психологические проблемы своих родителей на себя. Ну, допустим, что мать – личность с навязчивостями. То есть у матери с детства доминирующим способом реагирования на проблемную ситуацию стал сверхконтроль. Для личностей с навязчивостями свойственно:
- совестливость ,
- ответственность,
- надёжность,
- стремление к совершенству,
- внимание к деталям,
- повышенное чувство долга,
- всё время напряжены,
- избыточное долженствование,
- ригидность,
- упорядоченность жизни за счёт жёстких правил, вначале тех, которые предписывали родители, а потом он их делает своей нормой поведения и сам себе эти правила устанавливает,
- постоянный контроль себя, своего самочувствия,
- тревожность и страхи перед тем, что проконтролировать невозможно (страх болезней, страх смерти, страх самолётов, страх катастроф, и т.д.)

У личностей с навязчивостями постоянно присутствует мотив власти. Это их бессознательное желание. Иллюзия контроля – это тоже один из признаков навязчивости. Если говорить о внутреннем желании навязчивых, то оно звучит так: «Хочу подчинить всех своей воле, применить власть и принуждение, чтобы всё было так, как я устроил и упорядочил свой мир», «я хочу, чтобы вы подчинялись мне, потому что если вы не будете мне подчиняться, то порядок моего мира вами вечно разрушается, а я хочу, чтобы всё было стабильно».

Навязчивый хочет всех контролировать и не хочет, чтобы кто-то контролировал его . Жить рядом с ним сложно. Но в лёгком варианте навязчивые – это, в принципе, хорошие хозяева, ответственные люди, но если это уже патологический уровень адаптации, то это ворчливые, сварливые, недовольные, брюзжащие люди, которые ходят и говорят: «Почему тапки лежат левее, чем положено?…. Почему ты не помыла посуду ровно в 9, как у меня заведено?....»

Близкие люди – это главные объекты для контроля, т.к. внешний мир не поддаётся контролю. Чтобы близкие люди не вышли из-под контроля надо постоянно вешать на них «долг» и подпитывать у них чувство вины за невыполненный «долг». Такие матери требуют от сына или дочери выполнения «долга», который выполнять невыносимо или даже невозможно. Им всегда мало, что бы по отношению к ним ни делалось, они капризничают и манипулируют сознанием родственников. Невозможно установить справедливость, невозможно ничего доказать.
Самый большой страх для личностей с навязчивостями – потеря контроля. Как только контроль теряется, у такой мамы сразу запускается весь богатый спектр психосоматики, состояние резко ухудшается. Ребёнок винит себя за то, что маме стало плохо, т.е. берёт ответственность на себя за психологические проблемы мамы. Это тоже воображаемая вина.

Способы проработки хронического чувства вины зависят от психологической модели этого чувства. Для разных моделей используются разные приёмы.
Аватара пользователя
Елена Ник.
Начинающий
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 18:26
Откуда: Тверь

Пред.

Вернуться в Психология и психотерапия при ВСД

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0