Про конфликты и эмоции

Мало кто знает имя, не побоюсь это слова, ВЕЛИКОГО антрополога Грегори Бейтсона.  А если кто и слышал, то наверняка толком не знает, чем же он такой великий. Я, впрочем, не буду рассказывать историю его жизни и открытий. Отмечу, что этот человек писал невероятно сложные трудночитаемые книги по междисциплинарному исследованию разума (включающему кибернетику, психологию, антропологию и даже психиатрию) и, в общем, он считается отцом современных прорывов в психологии.

Здесь я хочу рассказать о его исследовании культуры аборигенов острова Бали, которое в совокупности с исследованиями других культур довольно сильно потрясло мировую науку. Бейтсон пытался доказать теорию, которая в простом изложении сообщает, что характер человека и его поведение формируют согласованные действия окружающего его общества (у Бейтсона много умных слов, типа кумулятивные интеракции, шизмогенез, личностные паттерны и т.п. – извлечь из всего этого что-либо доступное для понимания неспециалистам почти не реально).

Итак, опуская подробности, народ на острове Бали давно поражал ученых своей загадочностью. В частности их общественная жизнь является шумной, деловитой, равномерной. Жители острова часто находятся в состояниях подобных трансу – их движения кажутся стилизованными. Они постоянно проводят ритуалы и обмениваются жестами приветствия.

Как описывал сам Бейтсон в музыке и иных драматических произведениях у балийцев отсутствуют кульминационные моменты, в них нет нарастающей интенсивности, характерной для современной западной музыки».  Интересной является техника решения спора в балийской культуре: если между двумя людьми возникает конфликт, они официально направляются в учреждение, отделение местного представительства власти и там оглашают свою проблему. Устанавливается, что отозвавшийся первым по отношению к другой стороне, платит штраф или делает пожертвование богам.

Также в балийской культуре отсутствуют техники общественного воздействия, риторика и тому подобные манипуляции. Даже длительная речь, применяемая в большинстве культур для рассказа разнообразных историй, на Бали отсутствует. Повествователь обычно, после одного или двух предложений, делает паузу и ждет, когда кто-нибудь из слушателей задаст ему конкретный вопрос относительно деталей происшедшего. Тогда он отвечает на него и продолжает свой рассказ.

Было совершенно непонятно, куда делось, казалось бы, генетически присущее человеку чувство соперничества, куда пропали конфликтность и постулируемая эмоциональность? Многие до сих пор убеждены, что эмоции это наследственность и никак иначе. Но на Бали этого не было.

Ученые долго ломали голову, выдумывая различные теории, как правило, пытаясь найти истоки поведения в религии и ритуалах аборигенов. А Бейтсон решил копать в другом месте, а именно в традиционном отношении балийцев к излишней эмоциональности. Выяснилось, что нежелательная реакция на конфликтность и эмоциональность прививается балийцам с раннего детства с помощью безобидных на первый взгляд традиций, которые при пристальном рассмотрении оказались мощным инструментом по формированию характеров.

Цитирую Бейтсона:

“Обычно мать, начиная небольшой флирт с ребенком, потягивая его за пенис или другим образом, побуждает его вступить с ней в активные отношения. Благодаря этому ребенок возбуждается. Несколько минут длится кумулятивная интеракция (нарастающая эмоциональность по-нашему – прим. Дмитрий). Если в этот момент ребенок, приближаясь к небольшому кульминационному пику, обнимает мать, она перестает обращать на него внимание. В этот момент ребенок вступает в другую кумулятивную интеракцию, которая развивается в направлении приступа злости. Мать играет роль зрителя, насмехаясь над плохим настроением ребенка, или если ребенок действительно на нее нападает, отражает его атаку, не проявляя при этом злости. Эти процессы можно интерпретировать, как выражение недовольства матери, развитием такого типа рефлекса или как попытку создать контекст, в котором ребенок становится недоверчивым к подобным непонятным ситуациям. Таким образом, подавляется, возможно основная, человеческая тенденция кумулятивной личностной интеракции (по-нашему, эмоциональности – прим. Дмитрий)”.

Сейчас объясню попроще. В процессе этой странной игры балийские дети становятся очень подозрительными к ситуациям, в которых они становятся заложниками эмоций. Поэтому со временем приобретается стойкий иммунитет ко всем возможным раздражителям, и ситуации типа споров и соперничества не возникают вообще.

Иначе говоря, наши эмоции не закладываются в нас при рождении, а воспитываются по законам нашего общества. Если нас угораздит родиться на Бали, то нас воспитают (причем не осознанно – традиция такая) спокойными и уравновешенными, умеющими контролировать свои эмоции на подсознательном уровне. Ну а если мы родимся, скажем, на Кавказе, то наша эмоциональность будет не в кавказской крови, а в том, что заложено в нашу голову традициями и культурой южного народа.

В дальнейшем идеи Бейтсона были подхвачены отцами-основателями НЛП и ныне развиваются в прикладной психологии. И это, несомненно, ценно: мы понимаем, что на самом деле не эмоции управляют нами, а мы – эмоциями. А уж из этого понимания можно соорудить кое-что практическое.

Примечание: статья основана на главах из книги Волкер В. – Проект НЛП. Исходный код.

Категория: Мой Блог  Метки:
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий ниже.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>